( Рекомендательный список)
Библиотека БФ ПНИПУ предлагает преподавателям и сотрудникам познакомиться с публикациями журнала «Высшее образование в России», посвященными актуальной теме : ВУЗ И РЕГИОН.
1. Агиней, Р.В. «Большие вызовы» и региональный технический университет: ценности и действия / Р.В.Агиней, О.И.Беляева. – 2020, №2,с.105-114.
Авторами статьи система «больших вызовов», сформулированная в «Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» до 2035 года, спроецирована на модель регионального технического университета, в частности, речь идет о деятельности Ухтинского государственного технического университета.
2. Ашутова, Т.В. Стратегический проект «Креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона /Т.В.Ашутова, З.Ю.Желнина. – 2019, №3, с.116-124.
В статье раскрывается опыт Мурманского арктического государственного университета в реализации уникального регионального проекта, в котором отражаются инновационные социальные практики, технологии проектного обучения и стратегия вуза по реализации своего потенциала в креативных индустриях, например, в таких как Кластер северного дизайна и Туристско-рекреационном кластере Мурманской области.
3. Баженова, Н.Г. Региональный университет: ориентиры самообновления / Н.Г.Баженова. – 2019, №5,с.129-137.
В статье говорится о том, как современный региональный вуз может и должен стать не просто «фильтром» для региональных инноваций, но и важнейшим инструментом их трансляции на территорию. Он должен порождать новых квалифицированных специалистов, интегрированных в региональное пространство, создающих новые направления хозяйственной и социальной активности. Стратегическая цель для регионального вуза – быть образовательным, научно-исследовательским, инновационным и культурным центром.
4. Блинова, Т.Н. Высшее образование на Дальнем Востоке: позиции рынка и потребности развития региона / Т.Н.Блинова, А.В.Федотов. – 2019, №7, с.54-70.
Рассмотрены основные рыночные факторы, определяющие спрос (численность потенциальных потребителей, возможность трудоустройства по окончании вуза, уровень заработной платы по полученной специальности, потребности экономики в специалистах с высшим образованием по группам направлений подготовки), их влияние на рынок услуг высшего образования макрорегиона. Проведена оценка объёма спроса и предложения услуг высшего образования и их соответствие потребностям развития региона и входящих в его состав субъектов федерации.
5. Взаимодействие университета с региональными субъектами в оценках профессорско-преподавательского состава / М.В.Богуславский, Н.В. Ладыжец, О.В.Сотникова, Е.В.Неборский. – 2020, №4, с.40-49.
Статья подготовлена по материалам полевого исследования в рамках проекта «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов». В ней представлены результаты анкетирования, связанные с оценкой профессорско-преподавательским составом способов взаимодействия с региональными субъектами социального заказа. По мнению преподавателей, наиболее важная роль университета состоит в том, чтобы участвовать в развитии региона вместе с крупными организациями и ветвями власти. Ориентация на региональный рынок труда, взаимодействие с работодателями, научная и инновационная деятельность, цифровизация и информатизация образовательных процессов, развитие международного сотрудничества – в этом видят преподаватели вуза перспективы его развитии. Однако определенный пессимизм звучит по поводу надежд на сотрудничество с органами власти и бизнесом региона.
6. Кирьякова, А.В. Образовательная интеграция в региональном университетском кластере/ А.В.Кирьякова, С.М.Каргапольцев, Н.А.Каргапольцева. – 2018, №10, с.115-124.
В контексте модернизации образования обозначены направления продуктивного взаимодействия субъектов общего, дополнительного и профессионального образования в расширяющемся пространстве университетского кластера. На примере Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» представлен многолетний опыт по разработке и внедрению инновационных форм и методов регионального образовательного сотрудничества, реализации образовательного потенциала сетевого взаимодействия в области педагогической поддержки одарённых детей, информационного становления личностей обучающихся, содействия профессиональному развитию педагогов, формирования исследовательской культуры школьников и студентов.
7. Коган, Е.Я. Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона / Е.Я.Коган, Н.Ю.Посталюк, Т.Г. Кутейницына. – 2019, №7,с.9-18.
В представленной работе обсуждаются основополагающие принципы взаимодействия региональных систем высшего образования и бизнес-сообщества и существующий опыт различных субъектов РФ с учетом особенностей региональной ситуации. Систематизированы практики согласования потребностей экономики деятельности вузов в области кадрового и технологического обеспечения региональной экономики. Описаны модели оформления совместной деятельности вузов, бизнес-организаций и региональных органов власти в интересах социально-экономического развития региона. Обсуждены вопросы адекватного кадрового оснащения развития экономической территории, а также коммерциализация продуктов НИР/НИОКР вузов в инновационной сфере регионов и другие направления модернизации образования .
8. Коршунов, Г.В. Университет в среде небольшого города: флюиды кампусного уклада /Г.В.Коршунов, И.О.Ведерникова, С.Ю.Дубиковский. – 2019, №2, с.134-143.
Региональная среда университетов небольших городов представляет собой всю совокупность социокультурных характеристик местного сообщества в сочетании с географическими, климатическими, геополитическими, макроэкономическими и иными факторами, которые могут рассматриваться как актуальные внешние условия функционирования университета. В статье анализируются стратегии развития небольших региональных городов, претендующих на статус опорных, и расположенных в них университетов, рассматривается кампусная инфраструктура по развитию местных сообществ, городской и региональной среды по направлениям консолидации, просвещения, мобилизации и брендирования.
9. Михайлов, А.С. Территориальное распределение интеллектуального капитала России / А.С.Михайлов, И.Ю.Пекер. – 2019, №6, с.28-39.
Целью данной статьи является оценка уровня дисбаланса в географическом распределении ведущих вузов в контексте перехода к экономике знаний и оценка их интеграции в региональные инновационные системы. Исследование основано на количественном анализе и качественной оценке статистических данных Национального рейтинга университетов и Проекта российской кластерной обсерватории. Интеллектуальный капитал регионов сопоставлен со специализацией региональных кластеров. Университеты рассматриваются в качестве ключевых игроков обеспечения интеллектуального капитала региональных инновационных систем, а применяемый методологический подход позволяет оценить их вовлеченность в сотрудничество с отраслевыми кластерами.
10. Навроцкий, А.В. Формула успеха / А.В.Навроцкий. – 2020, №4, с.97-108.
Материал посвящен 90-летию Волгоградского государственного технического университета, в котором рассмотрены составляющие успеха вуза как опорного университета. Представлены научные школы известных ученых вуза, международная деятельность университета, модернизированные образовательные программы, экспорт образовательных услуг. В своей деятельности опорный университет ориентируется на решение актуальных задач социально-экономического развития региона. Модель вуза основывается на двух моделях: «многопрофильный региональный университет» и « технологический лидер в регионе». В статье говориться об инженерно- технической подготовке будущих специалистов, об эффективной управленческой системе поддержки инноваций, о развитии дополнительного образования и создании условий для развития бизнеса.
11. Научно-практическая деятельность в опорном университете /Г.М.Коновалова, Г.Д.Брюханова, Е.К.Воробей и др.- 2018, №11, с.129-135.
На примере Сочинского государственного университета показаны региональные эффекты модели переориентации научно-практической деятельности: от фрагментарных исследований отдельных направлений прикладных наук вуз перешел к комплексным междисциплинарным проектам, нацеленным на устойчивое развитие региона в целом. В вузе сформирована межотраслевая экспертно-аналитическая, научно-консультационная и информационно-коммуникационная среда в целях повышения эффективности сотрудничества власти, бизнеса, местного сообщества и потребителей туристских услуг, преодоления барьеров на пути социально-экономического развития региона и соблюдения природного баланса между поколениями, для разработки и внедрения в практику прогнозирования процессов в системе «природа – экономика - общество - человек». Реализация проекта стимулировала рост капитала доверия к вузу со стороны представителей инновационного сообщества и позволило увеличить число индустриальных партнеров и объём финансирования НИОКР из внебюджетных средств..
12. Ольховая, Т.А. Актуальные задачи модернизации образовательной деятельности регионального университета /Т.А.Ольховая, С.В.Панкова.- 2018, №10, с.108-114.
В публикации основное внимание уделено проблеме обновления образовательных программ на основе реализации принципа проектно-ориентированного обучении, привлечения студентов к решению актуальных для региона научно-исследовательских и производственно-технологических задач. Представлен опыт привлечения работодателей и представителей бизнес-структур региона к участию в образовательном процессе. Рассматриваются задачи создания комплекса образовательных и интеллектуальных продуктов, призванных обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников университета. На примере регионального университета представлены профориентационные работы, образовательные практики и технологии, которые решают задачи модернизации высшего образования.
13. Ольховая, Т.А. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития / Т.А.Ольховая, Н.А.Занюхина, Ю.Н.Никулина. – 2019, №7,с.139-149.
Вузы играют ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов, где они расположены. Наличие у образовательных организаций долгосрочных партнёрских связей с работодателями способствует укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона. В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с практической реализацией основных форм сотрудничества системы высшего образования и предприятий на примере одного из региональных вузов. Авторами систематизированы и сгруппированы организационные и содержательные формы и методы такого взаимодействия. Особое внимание уделено также качеству подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона и их востребованности на рынке труда.
14. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей / А.В.Берестов, А.И.Гусева, В.И.Каминский и др.- 2020, №8-9, с.9-25.
В статье изложены результаты исследования деятельности опорных университетов, обеспечивающих содействие социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, в том числе за счёт создания центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Проанализированы основные направления деятельности опорных вузов такие как образовательное, научно-исследовательское, интеграции с регионами и высокотехнологическими отраслями и др. Рассматривалась финансово-экономическая и кадровая политика опорных вузов. В ходе исследования, которое охватывает период с 2015 по 2018 гг. были определены проблемы и позитивные тенденции в развитии опорных университетов, представлены данные рейтинговых агентств.
15. Работа опорного вуза со школьниками и молодежью /И.И.Украинцева, Г.М.Коновалова, А.В.Тамбовцев и др.. – 2018, №11, с.117-128.
Одной из важных задач регионального опорного вуза является работа со школьниками и молодежью, направленная на вовлечение их в научную и инновационную деятельность, на раннюю профориентацию, привлечение в регион талантливых абитуриентов. Здесь идет речь об обеспечении непрерывности образования за счет расширения взаимодействия с образовательными организациями, создании необходимых условий для поддержки творческих способностей и интереса к науке у талантливой молодежи, распространении научных знаний среди школьников, популяризации программ высшей школы. В статье представлен опыт Сочинского государственного университета по работе с молодежью и учащимися, включающий такие проекты как «Организация Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда», «Венчурный акселератор», «Повышение квалификации педагогов регионов РФ для работы в региональных научно-образовательных центрах» и др.
16. Шаповалова, О.Е. Кафедра университета и социосфера региона / О.Е.Шаповалова, Н.В.Шкляр. – 2019, №5,с.155-160.
Кафедра является одним из структурных подразделений вуза, от качества работы которой во многом зависит имидж высшего учебного заведения и его привлекательность для потенциальных абитуриентов. Особое значение придается выпускающей кафедре, которая организует научно-исследовательскую деятельность и производственные практики студентов. В данной статье обобщается пятилетний опыт работы одной из профилирующих кафедр регионального университета в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. В конкретном случае речь идет о деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, которая готовит специалистов для системы специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя при этом эффективное научно-практическое взаимодействие с педагогической общественностью региона. Результаты представленного исследования экспериментально апробированы и задействованы в образовательном процессе, неоднократно были предметом обсуждения научно-практических семинаров и конференций.
Сентябрь 2020г.