(Список журнальных публикаций)
Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир в 2020 году, заставила пересмотреть многие повседневные формы организации жизни социума. Особенно остро это коснулось системы образования в целом и высшего образования в частности, когда в экстренном порядке осуществлялся перевод учебного процесса в режим онлайн и на дистанционную форму обучения. Библиотека БФ ПНИПУ предлагает вниманию преподавателей и сотрудников список литературы, подготовленный по материалам журнала «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ» за 2018-2020 годы, посвященный теме дистанционного обучения.
1. Александров, А Ю. Цифровизация российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование /А.Ю.Александров, С.Б.Верещак, О.А.Иванова. – 2019, №10, с.73-82 (ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, цифровое образовательное пространство, цифровизация высшего образования, нормативно-правовое регулирование, модернизация высшей школы).
2. Бабаева, М.А. Заочное обучение: исторический путь МООК / М.А.Бабаева, А.Ф.Смык. – 2018, №4, с.156-165(ключевые слова: заочное обучение, дистанционное образование, массовые открытые онлайн-курсы, Национальная платформа открытого образования, инженерное образование, физика).
3. Барабанова, С.В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций) / С.В.Барабанова, А.А.Кайбияйнен, Н.В.Крайсман. – 2019, №1, с.94-103(ключевые слова: инженерное образование, цифровизация образования, виртуальная среда обучения, инклюзивные классы, онлайн-обучение, интерактивные технологии).
4. Галиханов, М.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержение / М.Ф.Галиханов, Г.Ф. Хасанова. – 2019, №2, с.51-62 (ключевые слова: онлайн-курсы,программы подготовки преподавателей к онлайн-обучению, стимулы, компетенции).
5. Ганченкова, М.Г. Индустриально-ориентированные адаптивные образовательные программы /М.Г.Ганченкова, О. В. Бойко. – 2019, №11, с.126-133 (ключевые слова: инженерное образование, цифровой инжиниринг, компетенции цифровой экономики, подготовка кадров, образовательные программы).
6. Гречушкина, Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация / Н.В.Гречушкина. – 2018, №6, с.125-134 (ключевые слова: массовый открытый онлайн-курс, электронное обучение, типология, информационные технологии, электронная педагогика).
7. Гречушкина, Н.В. Онлайн-курсы в контексте инклюзивного образования. – 2019, №12, с.97-103 (ключевые слова: инклюзивное образование, электронное обучение, онлайн-курсы, электронная образовательная среда).
8. Дерябина, С.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства /С.А.Дерябина, Т.А.Дьякова. – 2019, №4, с.142- 149 (ключевые слова: цифровизация образовательного пространства, иностранный язык, электронные образовательные платформы, информационная грамотность преподавателя иностранного языка).
9. Днепровская, Н.В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы / Н.В.Днепровская, И.В.Шевцова. – 2019, №8-9, с.110-118 (ключевые слова: электронное обучение, Интернет, образовательные ресурсы, массовые онлайн-курсы, развитие системы высшего образования в России).
10. Донских, О.А. Новая нормальность? / О.А.Донских. – 2020, №10, с. 56-64 (ключевые слова: онлайн-обучение, цифровизация, коммуникации, дистанционное обучение, проблемы контроля).
11. Косова, Е.А. Анализ веб-доступности массовых открытых онлайн-курсов по математическим дисциплинам /Е.А.Косова, М.Ю.Халилова. – 2019,№10,с.157-166(ключевые слова: математическое образование, дистанционные образовательные технологии, доступность веб-контента, электронное обучение, инклюзивное образование, онлайн-курсы).
12. Красько, С.А. Применение дистанционного обучения в технических университетах / С.А.Красько, Н.Н.Михайлова. – 2018, №6, с. 135-139 (ключевые слова: дистанционное обучение, электронные учебные дисциплины, технический вуз, заочная форма обучения, среда Moodle).
13. Кузнецова, А.А. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства / А.А.Кузнецова, В.Б.Никишина. – 2018, №4, с.149-155(ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, преподавательская деятельность, видеолекция).
14. Мальцев, Д.В. Электронные учебные пособия для прикладного бакалавриата / Д.В.Мальцев, Е.М.Генсон, Д.С.Репецкий. – 2019, №4, с.134-141 (ключевые слова: электронное учебное пособие, рабочая программа дисциплины, рекомендации по разработке электронного пособия, бакалавриат).
15. Математика для инженеров: поиск оптимального сочетания интерактивных и традиционных методов/ Е.А.Беляускене, О.Н.Имас, С.В.Кривяков, Е.В.Царева. – 2020, №7, с.22-29. (ключевые слова: тест, математический тренажер, электронное образование, высшая математика).
16. Михайлов, О.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»?/ О.В.Михайлов, Я.В.Денисов. – 2020, № 10, с.65-76 (ключевые слова: дистанционное обучение, студент, преподаватель, цифровизация образования, цифровые технологии, результат обучения).
17. Ольховая, Т.А. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения / Т.А.Ольховая, Е.В.Пояркова. – 2020, № 8-9, с.142 - 154 (ключевые слова: инженерное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровые навыки, цифровые сервисы).
18. Петрунева, Р.М. Цифровое студенчество: мифы и реальность / Р.М.Петрунева, В.Д.Васильева, Ю.В.Петрунева. – 2019, №11,с.47-55 (ключевые слова: цифровой инженер, цифровое студенчество, активность использования цифровых технологий, социология образования).
19. Полупан, К.Л. Интерактивная интеллектуальная среда – цифровая технология непрерывного образования / К.Л.Полупан. – 2018, №11, с. 90-95 (ключевые слова: саморазвитие, цифровые технологии, непрерывное образование, интерактивная интеллектуальная среда, эффективное управление, профессиональные компетенции).
20. Стародубцев, В.А. Оптимизация контента онлай-курса по данным статистики активности пользователей /В.А.Стародубцев, О.В.Ситникова, О.Б.Лобаненко. – 2019, №8-9, с.119-127(ключевые слова: онлайн-обучение, оптимизация учебного процесс, статистика активности, контрольно-измерительные материалы, цифровизация образовательной среды).
21. Стародубцев, В.А. Распределенный онлайн-курс «Преподаватель высшей инженерной школы» /В.А.Стародубцев, И.В.Ряшенцев.- 2020, №4с.63-72 (ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, онлайн-курс, инженерное образование).
22. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И.А.Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В.Крухмалева и др.- 2020, №10, с.86-100 (ключевые слова: пандемия COVID – 19, дистанционное обучение, электронные ресурсы, онлайн-образование, вынужденный дистант, онлайн-лекция, онлайн-семинар).
23. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И.Р.Гафуров,Г.И.Ибрагимов, А.М.Калимуллин, Т.Б.Алишев. – 2020, №10,с.101-112 (ключевые слова: COVID-19, цифровизация образования, дистанционное обучение, модели обучения, риски удаленного обучения).
24. Усачева, О.В. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде / О.В.Усачева, М.К.Черняков. – 2020, №5, с.53-62. (ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационно-компьютерные технологии, онлайн - курсы).
25. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е.В.Бродская, А.Ю.Домбровская, Т.Э. Петрова и др. – 2019, №12, с.9-22 (ключевые слова: цифровая среда вуза, цифровые коммуникации, интерактивные цифровые технологии, рейтинг вузов, веб-сайты университетов).
26. Чупандина, Е.Е. Реализация онлайн-обучения в Воронежском государственном университете / Е.Е.Чупандина, А.В.Семенихина. – 2018, №8-9, с.103-110 (ключевые слова: вуз, онлайн-обучение, дистанционные технологии, электронное обучение, электронные ресурсы библиотеки).
27. Чучалин, А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики / А.И.Чучалин. – 2018, №10, с. 47-62 (ключевые слова: цифровая экономика, инженерное образование, онлайн-образование, CDIO, оптимизация, моделирование, подготовка компетентных специалистов).
28. Шеляго, Е.В. Опыт разработки и применения в учебном процессе приложения «Virtual Petrolab» для мобильных устройств / Е.В.Шеляго, Н.Д.Шеляго. – 2019, №5, с.119-126(ключевые слова: виртуальная лаборатория, петрофизика, смартфон, планшет, разработка приложения для учебного процесса).
2020 г.