ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

(по материалам периодической печати).

«Наука вечна в своём стремлении, неисчерпаема

в своём источнике, неизмерима в своём объеме и

недостижима в своей цели.»

К.Бэр

Наболевшие проблемы отечественной науки и образования, порожденные необдуманными, научно не обоснованными и, следовательно, очевидно провальными реформами и инновациями, сдерживают цивилизованное развитие не только науки и образования, но и российской экономики.

Библиотека БФ ПНИПУ предлагает вам познакомиться с некоторыми публикациями, которые посвящены вопросам современной науки.

Мамчур Е.А. «Фундаментальная наука и современные технологии» (журнал «Вопросы философии»,2011,№ 3). В статье говорится о проблеме взаимодействия фундаментальных наук и технологий, роли и механизмах участия фундаментального знания в прикладных и технологических разработках. Материал состоит из 3-х частей. В первой «Практическая польза фундаментальных наук» - дискутируется вопрос о целесообразности финансирования фундаментальной науки и приводятся конкретные сведения о её практической пользе. Например, в области генной инженерии. Вторая часть - «Модель взаимоотношения фундаментальной науки и технологий» рассматривает современные тенденции зависимости технологий от науки. В частности, долгое время считавшейся правильной «линейной» модели, где фундаментальная наука выступает источником технологических новаций, а технология является приложением к науке, противопоставляются

«двухпотоковая» и «цепочечная» модели. В следующем разделе статьи идет

речь о «прикладнизации» фундаментальных наук. Традиционно считалось, что фундаментальные и прикладные науки – это разные типы исследовательской деятельности. Фундаментальные науки нацелены на получение истинных знаний об объектах и процессах природы, а прикладные – на использование этих знаний в нужном для человека направлении. В целом, считает автор , что разговоры о бесполезности фундаментальных наук является плодом недоразумения.

Фиговский О. «Современная наука: нужна ли она модернизации» - так называется статья, опубликованная в журнале «Экология и жизнь» (2011, № 5). Наука является элементом любой инновационной системы. В условиях недостаточной развитости исследований и разработок в стране нельзя ожидать больших инновационных успехов. Если качество системы образования невысокое, то и уровень подготовки инженерно-технических работников будет низким. Уровень интереса к науке у россиян снизился, самыми интересными областями научного знания оказались технические достижения и медицина, а самым известным отечественным ученым-современником остается Ж.Алферов. Доля тех россиян, кого привлекает наука, сократился с 68% до 54%. В статье содержится информация из доклада Лиги европейских исследовательских университетов (LERU), из выступления Президента РФ Д.Медведева на совещании в Мытищах, приводятся мнения ученых (гендиректора «Композита» Л.Меламеда, директора по прикладным исследованиям РЭШ И.Федюкина и др.), раскрываются основные причины провала инновационной политики и существующие проблемы в сфере науки и технологии.

Чернозуб С.П. « К новому концепту национальной науки» (журнал «Общественные науки и современность»,2011,№ 6). « Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже

не наука», - так звучит знаменитая фраза А.П.Чехова. «Наука везде и всегда была в высшей степени национальна…2х2=4 – не наука, а факт», - это высказывание другого классика – Ф.М.Достоевского. По мнению автора публикации, кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Института системного анализа РАН, новый концепт национальной науки предполагает наличие многообразных органических связей науки с особенностями национальной культуры, религиозными, нравственными и психологическими устоями общества. В предлагаемом материале идет речь об историческом развитии науки в различных странах и в разные эпохи, которое постоянно перекликалось с национальным вопросом.

ЛеоноваТ. «Инновационный центр «Сколково»: механизм функционирования (журнал «Проблемы теории и практики управления», 2011, №3). Центр «Сколково» может стать элементом инновационной системы, которая способствует образованию в России нового инновационного сообщества, новых механизмов и моделей взаимодействия науки, бизнеса и управления для производства и обращения инноваций. Автор рассказывает о территории центра (380 га земельного участка), об основных исследовательских направлениях (энергетических, ядерных, космических, медицинских и компьютерных технологиях), о Фонде управления проектом «Сколково» (в числе учредителей РАН, «Роснано», «Внешэкономбанк», объединения ряда вузов и др.), о Законодательной базе центра, об организационной и внутренней инфраструктуре центра, о механизме реализации инновационных проектов, а также об определенных недостатках и проблемах.

Конушин А. ««Средний класс» в науке» ( журнал «Инженер», 2011, №11).

Темой статьи является прогнозирование развития российской науки и существующее неравенство в научной среде при распределении государственных финансовых средств. «Бюджетный пирог» делится на

неравные части. Вместе с ним делится и научное сообщество – на «перспективную науку» (получатели «мегагрантов» и победители конкурсов по 218-му постановлению о кооперации науки и промышленности), «средний класс» (исполнители госконтрактов по разным ФЦП, получатели грантов РФФИ и президента, конкурсов Президиума РАН, «инноваторы» со СТАРТом) и «научную бедноту». «Перспективная группа» появилась недавно и по размеру невелика. Фундаментальная наука в ней будет представлена 80 новыми лабораториями, основанными на «мегагранты». «Средний класс» крайне неоднороден и в целом живет в «стесненных» условиях, так как существующие гранты не обеспечивают нормальных, комфортных условий. «Научная беднота» живет на одну зарплату или работает где-то ещё, многие преподают, живут репетиторством и на науку тратят меньше половины рабочего времени. Как будут дальше развиваться события в научной жизни следуя концепции инновационного развития до 2020 года? Автор предполагает, что радикальных изменений ждать не стоит.

Тодосейчук А. «Научно-техническая сфера: этап модернизации» (журнал

«Проблемы теории и практики управления», 2011, №2). Положение страны на мировом рынке наукоёмкой продукции (работ, услуг) зависит от мощности интеллектуального потенциала общества. Эффективность научной и научно-технической деятельности учреждений государственного сектора науки зависит от качества государственного управления, прогнозирования, планирования и обоснованности финансовых затрат на выполнение НИОКР.

Результативность мероприятий по модернизации экономики во многом будет зависеть от того, насколько наука и образование будут обладать способностью наращивать интеллектуальный капитал общества – основной фактор экономического роста и социального прогресса. Автором статьи рассматриваются институциональные условия модернизации науки; вопросы интеграции науки и образования; динамика финансовой ситуации и

рационального использования ресурсов; проблемы кадрового обеспечения научно-технической среды и инновационного предпринимательства в государственном секторе науки, а также законодательного обеспечения научной деятельности.

Наумова Т.В. «Феминизация науки в современной России: за и против» (журнал «Социально-гуманитарные знания», 2012, №1). Под феминизацией науки понимается процесс роста доли женщин в её кадровом потенциале. Многие женщины реализовались в науке, стали профессионально успешными, внесли большой вклад в развитие научного знания и стали всемирно известными и признанными учеными – историками, экономистами, философами, математиками. Если обратиться к далекому прошлому нашей страны, то Е.Р.Дашкова была директором Петербургской академии наук и занимала этот пост почти 12 лет. Среди Нобелевских лауреатов 12 премий были вручены женщинам, одна из них – Мария Складовская-Кюри удостоилась этой чести дважды: в 1903 году по физике и в 1911 – по химии.

В статье анализируются социальные и культурные последствия преобладания женщин в отечественной науке сегодня; отмечается необходимость устранения гендерной ассиметрии в российской науке и её равномерного развития. Приводятся различные статистические данные и процентные соотношения.

Бедный Б.И. и др. «Инновационные подходы к подготовке научных кадров в высшей школе» (журнал «Университетское управление: практика и анализ», 2011, № 3). Задачи, связанные с обеспечением воспроизводства кадрового потенциала научно-технической сферы, сегодня являются чрезвычайно актуальными. Значительную роль в решении этих задач играет система послевузовского профессионального образования. В данной работе рассматриваются современные тенденции развития системы подготовки научных кадров в мире в рамках Болонского процесса, обсуждаются опыт и

перспективы развития структуированных аспирантских программ в российских вузах, поднимаются вопросы совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, рассказывается об исследовательских школах, об инновационных проектах в национальных исследовательских университетах и об опыте европейских стран в подготовке исследователей.

Кроме предложенных журнальных статей, можно обратиться к выпускам газет «Поиск» и «Вузовский вестник», на страницах которых, регулярно печатаются материалы о достижениях и проблемах науки и образования.

Обзор подготовлен

зав. отделом библиотеки

О.В.Ташкиновой

апрель 2012

Старая версия сайта

Старая версия сайта доступна по адресу: http://old.bf.pstu.ru/

Информация для пользователя

Если у Вас некорректно отображаются элементы сайта проверьте и обновите до последней версии Ваш браузер.

Рекомендуемые браузеры:

  • Google Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera

Если не работает поиск на главной странице сайта, воспользуйтесь им с любой другой страницы.

Версия для слабовидящих

A- A A+