С 2013 года библиотека БФ ПНИПУ выписывает научно-практический журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность». Журнал выходит с 1957 года (до 1992г.- под названием «Вопросы изобретательства»). Периодичность – 12 выпусков в год. Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Предлагаем познакомиться с обзором некоторых материалов этого журнала.
В 1-ом номере в рубрике «Зарубежное законодательство» представлена статья И.Кириченко «Издержки популярности лекарственных брендов» (с.45-52), которая посвящена особенностям товарных знаков 05 класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) – названий лекарственных средств, требованиям к их составлению и использованию. Удачное торговое название не только способствует популярности соответствующего лекарственного препарата, но и становится предметом подражания дженерических компаний, а также «героем» судебных споров. Лекарственные препараты – уникальный вид товаров, выбор которого мы совершаем, руководствуясь не собственными вкусовыми пристрастиями, а назначением (рекомендацией) специалиста. В статье рассказывается о том, что такое блокбастер в фармацевтической отрасли, о том, как некоторые препараты изначально предназначенные для улучшения здоровья одних органов человека при побочном эффекте стали использоваться по новому назначению (например «Виагра»). Как происходит патентование лекарственных средств, какие требования существуют для разработки и согласования названий лекарств, как проводится судебная экспертиза на Украине в отношении фармпроизводителей, а также об известных лекарственных брендах можно узнать из предлагаемого материала.
Второй номер журнала познакомит читателей со статьей Р.Кононенко «Предпосылки возникновения понятия товарного знака в России» ( с.54-62). Современное российское законодательство о товарных знаках восходит к возникшему в быту клеймению товаров. Указания на наложение клейм на русские товары в целях их отличия встречаются в законодательстве России уже со второй половины 17 века, но изначально оно диктовалось исключительно фискальными соображениями. При царе Алексее Михайловиче русские товары должны были быть представлены в таможню для уплаты пошлины, после чего на них налагались клейма и печати,
свидетельствующие о производителе. Позднее вводились фабричные клейма, удостоверяющие российское происхождение товара. При Екатерине II на отечественных фабрикантов, производивших парчу и глазет (золотая или серебряная парча с шелковой основой), возлагалась обязанность иметь свои печати, которые проставлялись по краям материи, позволяющие определить российское происхождение товара, а также на какой именно фабрике он изготовлен. Автором приводится и тот факт, что когда российские полотняные ткани стали одними из лучших в мире, английские фабриканты, зная об их популярности в США, подделывали фабричные клейма на своих полотнах, чтобы под видом российских продавать их в Америке. Постепенно с усложнением производственных отношений в России и развитием международного законодательства появляется термин «товарный знак», который приобретает самостоятельное значение как средство индивидуализации продукции конкретных производителей.
«Перспективы патентования компьютерных программ в России» - так называется статья В. Штенникова, канд. техн. наук УрФУ, опубликованная в 3-ем номере журнала (с.37-42). Регистрация изобретений в мире не обошла и программы для ЭВМ. История патентования программ для ЭВМ в Европе началась с двусмысленного исключения: не являются изобретениями компьютерные программы «как таковые». Программы для ЭВМ, по действующему российскому законодательству, не могут быть зарегистрированы в качестве изобретений и отнесены к объектам патентных прав в силу прямого указания на это в части четвертой ГК РФ, поэтому они охраняются как литературные произведения, что предполагает охрану только формы, а не содержания произведения. В связи с этим элементы компьютерных программ, разработанные российскими авторами, могут быть безвозмездно использованы зарубежными конкурентами, несмотря на то , что отечественными исследователями неоднократно поднимался вопрос о целесообразности патентования программ ЭВМ. Автором рассматривается также зарубежный опыт в области патентования программ ЭВМ, например в США, Канаде, Японии и перспективы развития этого направления при вступлении России в ВТО.
Четвертый номер журнала познакомит читателей со статьей Б.Леонтьева «Экономика интеллектуальной собственности» (с.61-65). Важным разделом в Государственной стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС) является «Экономика интеллектуальной собственности», которая необходима для интегрирования всей творческой деятельности россиян в национальный продукт, доходы, прибыли и в целом в национальную экономику. За рубежом сегодня хорошо знают, что в России можно ежегодно дешево собирать урожай ценных результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Именно этим правительства стран с успешной инновационной экономикой и занимаются, организуя и мобилизуя у себя «мягкую силу», а у нас – «утечку мозгов». Автором публикации рассматриваются принципы построения экономики ИС, определяются задачи построения экономики ИС в России, а также система взаимосвязанных
механизмов. Например, к механизмам государственной и негосударственной поддержки и стимулирования процессов создания новых научных и научно-технических систем он относит рейтинговые оценки творческих деятелей науки и техники, грантовую систему для целевой поддержки авторов, контрактную систему финансирования НИОКР, стимулирование экспорта новейших российских изделий, учет и стимулирование изобретательской деятельности и др. Успех нашей инновационной экономики, по мнению автора, может быть лишь при кадровой политики, основанной на профессионалах, а также при искренней заинтересованности власти.
Шестой номер журнала предлагает познакомиться с материалом патентоведа А.Ренкеля «Литературный дайджест об изобретателях и их творениях» (с.35-39). Что надо считать изобретением? Одни скажут, что изобретение – это выдвижение самой идеи. Другие понимают под изобретением создание работающей модели. Третьи – внедрение этой модели в производство. А кого считать автором изобретения? Ведь у любого изобретателя был какой-то предшественник. В истории человечества технические новинки всегда являлись материализованным воплощением тех идей, которые в них были заложены, и были они всегда результатом творчества. А сколько непонимания и отчужденности, а то и враждебности терпели изобретатели от общества, не готового их понять и оценить? Никто не хотел помочь в реализации замечательных изобретений механика Ивана Кулибина. Пытались похитить изобретение и лишить приоритета первопечатника Иоганна Гутенберга. Был осмеян крупнейшими деятелями культуры Франции создатель Эйфелевой башни Александр Эйфель и т.д. Автор статьи в популярной форме рассказывает об истории изобретательства, приводит различные примеры и даже анекдотические случаи из жизни творцов и изобретателей.
В рубрике «Товарные знаки» седьмого номера журнала опубликован материал А.Егорова «Логотипы вузов как элемент брендинга»(с.56-65). В настоящее время современные университеты представляют собой многофункциональные учебно-научные комплексы. Основными приоритетами для вузов являются следующие: достижение устойчивого положения на рынках образовательных услуг, труда и научно-технической продукции и услуг; разработка новых направлений образовательной и научной деятельности; расширение ассортимента предоставляемых услуг. В связи с модернизацией системы высшего профессионального образования вузы активно пропагандируют свои услуги, используя в рекламных кампаниях собственную корпоративную атрибутику, элементы которой могут быть зарегистрированы как средства индивидуализации товаров и услуг. Таким образом формируется понятие бренда вуза, которое включает само образовательное учреждение со всеми его характеристиками, набор ассоциаций, воспринимаемый потребителем и приписываемый вузу; обещание каких-либо преимуществ. Бренд вуза несет максимум полезной информации, создает устойчивые долгосрочные положительные отношения с потребителем, отражает систему ценностей, традиций и норм. В статье
анализируются логотипы ведущих российских университетов как элементов брендинга. Рассматривается рынок образовательных услуг и значение товарных знаков вузов в условиях модернизации системы высшей школы. Представлен иллюстративный материал – товарные знаки классических университетов, логотипы национальных исследовательских и федеральных университетов.
В 8-м номере журнала особый интерес представляет статья А.Карцхия «Интеллектуальные права в глобальной борьбе с контрафактными товарами и интеллектуальным пиратством» (с.31-44). Сегодня подделками и пиратским копированием охвачен огромный спектр различных товаров всех отраслей экономики – от комплектующих для самолета до моющих средств, от алкоголя и парфюмерии до защитных голограмм. Если раньше главной мишенью были фирменные товары высокого класса, то последняя тенденция связана с незаконным копированием обычных потребительских товаров. Направления контрафакции меняются в зависимости от тенденций рынка. Контрафактные товары, произведенные с применением современных технологий, сложно отличить от оригинала, а их распространение не имеет географических границ благодаря Интернету. Контрафакт преодолевает таможенные границы, используя самые хитроумные схемы. Автор рассказывает о том , какие товары считаются контрафактными (например, так называемые «двойники» или «паразитные копии»), как защищаются в мире на законодательном уровне исключительные права и результаты интеллектуальной деятельности, какие меры принимаются в рамках Таможенного союза, какие имущественные санкции применяются в случаях нарушения исключительных прав. «В глобальной борьбе с контрафактными товарами и интеллектуальным пиратством защита прав интеллектуальной собственности имеет принципиальное значение для соблюдения баланса интересов правообладателей, производителей и потребителей» , - делает вывод автор статьи.
Журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность» представляет собой иллюстрированное издание, имеет постоянные рубрики, например: «Законодательство», «Международное право», «Инновационная экономика» и другие. Журнал поступает в читальный зал 1 учебного корпуса.
Обзор подготовлен зав. отделом библиотеки О.В.Ташкиновой
октябрь 2013г.