«Новая городская газета продолжает серию публикаций записок путешественника – Андрея Владимировича ЗАТОНСКОГО, доктора технических наук, зав. кафедрой АТП БФ ПНИПУ, мастера спорта по спортивному туризму.

Сельцо Пермское и его трудовые будни

Вы только вслушайтесь в эту чудную музыку слов. В этот неторопливый перестук колес поношенного фирменного поезда, перебирающегося по мосту через Амур-батюшку. В трескучий трепет насквозь промерзшего на дальневосточном декабрьском ветре тополя около полузаброшенного речного порта.

В Ком-со-моль-ске-на-А-му-ре-на-вок-зале-нет-за-бо-ров…

Россия сошла с ума от заборов. От имитации безопасности в крупном и в мелочах – в масках, билетах на автобус по паспорту, охранников на каждом шагу. И от заборов. Чтобы забрать ребенка из детского садика днем, родителям приходится идти не в основную калитку (она под замком для безопасности), а в предусмотрительно незапертые ворота. Чтобы зайти в школу, стоящую под окном, первокласснику для безопасности надо полкилометра вокруг периметра пробежаться. Чтобы зайти на вокзал Пермь-II, надо вытряхнуть из кармана ручку, плеер, упаковку цитрамона, снять с руки часы с металлическим браслетом... Для нашей же безопасности, конечно.

Нет, дальневосточники не пошли так далеко в пренебрежении иллюзиями. На входе в вокзал – как и у нас: рамка, пяток мускулистых, напряженно отдыхающих мужчин в форме и несколько полицейских. Но на платформу ещё можно пройти свободно.

Как в Березниках, когда вокзал ещё был. Как в Стамбуле – на вокзал Сиркеджи, через который в «Восточном экспрессе» ехал мэтр Пуаро. Как в Сайгоне, как в Париже… как на любом полустанке нашей необъятной страны, через который свободно потом пойдёт этот тщательно охраняемый в границах крупных вокзалов поезд…

Комса́, как называют город между собой его жители, это бывшее село Пермское. С 1860 года здесь жили наши земляки, переселившиеся на Восток по федеральной программе, говоря современными терминами. Программа была толковая, работоспособная, длившаяся многие годы. Переселенцев из Центральной России и Урала снабжали деньгами, обеспечивали им по пути ночлег и иногда питание, затем назначали им новое место жительства. Так тридцать семей пермяков оказались на Амуре. Комсомольском, «городом Юности» село называется с 1931 года, когда было принято решение о строительстве здесь, подальше от границы с Китаем, завода подводных лодок. Так что этот пермско-дальневосточный город – практически ровесник и брат-близнец Березников, тоже получен путём слияния деревень и тоже для обеспечения заводов.

Вслед за подлодочным в Комсомольске-на-Амуре появились авиационный завод №126, завод мостовых конструкций, секретный торпедный завод и многие другие. Последним стал завод по сборке российских самолетов SSJ-100, на котором в 2020 году пока что собрано 8 самолетов из технологически возможных 50. Несмотря на то, что почти все заводы либо закрыты, либо работают вполсилы, население города все ещё вдвое больше Березников.

Здесь есть два вуза (а не филиала): университет (бывший политех) и педагогический, в каждом учатся около трёх тысяч студентов. План приёма, правда, выполняют с трудом и не всегда.

В городе практически нет старых зданий. В отличие от нашего, он строился второпях и в деревянно-барачном исполнении. Надо было срочно разместить десятки тысяч работников, не считая заключённых нескольких переведенных сюда колоний. По инициативе комсомолки Хетагуровой, по стране собирали будущих невест и добровольно, конечно, отправляли сюда за государственный счёт для закрепления здесь мужских трудовых кадров. После войны бараки массово сносились, строились многоэтажные дома, трамвайное депо, речпорт, новый мост через огромный здесь Амур…

И железнодорожный вокзал, который как возник в 1936 году без забора вокруг пристанционной платформы, так и сейчас стоит.

Невесело, наверное, сейчас в городе Юности. Гособоронзаказ, росший до 2018 года, быстро снижается. Трамвай в том же 2018 году остановили, чем вызвали массовое недовольство жителей. Проблемы со сборкой суперджетов общеизвестны. Я был на том сборочном заводе на своеобразной экскурсии. Первым делом нам запретили фотографировать – как на немецком оборудовании по японской технологии управления американским инструментом собирают фюзеляжи и протягивают там китайские провода… секрет, конечно. Не сыщешь в интернете этих фотографий, да, конечно.

Секретами пропитан весь Комсомольск-на-Амуре. Главный секрет от всех, случайно «залетевших» сюда из центральной России: что они «федералы», а не дальневосточники. Вам там, в России, виднее, как нам тут жить. И как безопасность обеспечивать. И как рыбу ловить – а новые правила лова делают его всё более проблематичным, да и рыбы всё меньше в Амуре. Секрет полишинеля, что в городе растут депрессивные и «чемоданные» настроения, и вряд ли их удастся компенсировать очередным добровольным притоком комсомолок. Навалом секретов в городе, как трупов в шкафу в известной английской поговорке.

Как и у нас, впрочем. Нам повезло значительно больше: город живёт от щедрот природы, а не госзаказа. Но настроения-то всякие… Вокзала вот не стало. Не успели заборы вокруг платформы выстроить для безопасности. Нет бы сделать новый вокзал где-нибудь в Дурино, на новой дороге, для поддержания статуса города и развития посёлка – ан нет, будьте добры пожаловать на посадку в солнечную Яйву. Там тоже заборов пока нет, как и на остальных российских полустанках и остановках междугородных автобусов, стартовавших на огороженной пермской автостанции. Будет ли забор вокруг новой автостанции на Быгельке, пока неясно: внимание горожан от самого факта переноса активно отвлекают то фасадными решениями, то перепланировкой площади Юбилейной. Да о чём я, конечно, будет. Для безопасности. И чтобы сложнее пассажирам к автобусам было подойти.

И всё равно мне приятно знать, что есть ещё в России такие города, в которых на-вок-за-ле-нет-за-бо-ров…

Продолжение следует.

На снимках:

  • Дом со шпилем – один из символов Комсомольска-на-Амуре.
  • Комсомольск-на-Амуре, зимняя набережная.
  • Самолеты SSJ-100 в процессе сборки.
  • Вечный огонь в Комсомольске-на-Амуре.
  • Нанайская изба с удивительной печью в две стены в местном музее.

Фото Андрея ЗАТОНСКОГО

«Новая городская газета»,№ 50, 17 декабря 2020 г.

Старая версия сайта

Старая версия сайта доступна по адресу: http://old.bf.pstu.ru/

Информация для пользователя

Если у Вас некорректно отображаются элементы сайта проверьте и обновите до последней версии Ваш браузер.

Рекомендуемые браузеры:

  • Google Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera

Если не работает поиск на главной странице сайта, воспользуйтесь им с любой другой страницы.

Версия для слабовидящих

A- A A+